Ампир, или "Стиль империи" (франц. Empire - империя от лат. imperium - командование, власть) - исторический художественный стиль, который впервые сложился во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Хронологически французский «Стиль Империи» ограничен концом правления Директории (1799) или годом коронации Наполеона (1804) и началом реставрации Бурбонов (1814-1815).
Ампир Наполеона - жесткий и холодный стиль, П. Верле говорил о нём как о «затвердевшем стиле Людовика XVI». Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания. Несмотря на свою нормативность и регламентированность, которые ограничивали свободу мышления художника, ампир был романтичен, однако основными декоративными мотивами стиля оставались всё же атрибуты римской военной истории: легионерские знаки с орлами , связки копий, щитов и ликторских топоров .
В композиции классицистического стиля объемная форма и декор связаны пластично, подвижно; они переходят друг в друга, меняя взаимное расположение и функции в общей композиции. В стиле ампир композиция строится на контрасте чистого поля поверхности стены, мебели, сосуда и узких орнаментальных поясов, в строго отведенных местах, как правило, подчеркивающих конструктивные узлы и членения формы. Это противопоставление дополнительно усиливается необычной плотностью орнамента и контрастами цвета.
Для классицизма типичны мягкие и сложные красочные гармонии; для ампира — яркие, режущие глаз красный, синий, белый - цвета наполеоновского флага. Стены затягивались ярким шелком, в орнаментах — круги, овалы, ромбы, пышные бордюры из дубовых ветвей, наполеоновские пчелы и звезды из золотой и серебряной парчи на алом, малиновом, синем или зеленом фоне. Таким образом, основными категориями формообразования в искусстве стиля ампир стали историзм, нормативность, рационализм, декоративность, тектоничность, в поздних формах - открытый эклектизм.
Ещё одной особенностью ампира является то, что присущая ему регламентированность почти полностью исключила возникновение региональных течений и школ. Именно поэтому ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути ампир не национален, а космополитичен ( не интернационален, а непримирим к народным традициям). Являясь выражением имперских притязаний Наполеона Бонапарта на мировое господство, этот стиль насильственно насаждался на чуждую ему почву завоеванных стран. Примечательно, что ни одна из побежденных Наполеоном стран, по существу, не приняла этого стиля, кроме страны-победительницы - Россия добровольно приняла «стиль Империи». Французские архитекторы Персье и Фонтен после поражения французской Империи сами стремились на русскую службу, но Александр предпочел им О. Монферрана, будущего создателя грандиозного Исаакиевского собора в Петербурге.
Таким образом, в Европе сложились две разновидности ампира: французский и русский. «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Он имеет два течения: столичное и провинциальное. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Другим видным архитектором этого же направления был В. Стасов. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, поэтому правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I, иногда именуют «николаевским ампиром».
В Англии ампир также не получил широкого распространения. «Английским ампиром» иногда условно называют «стиль Георга IV» (1820-1830), наступивший после «английского стиля регентства», или «ридженси». Временем второго «Британского ампира» считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг.